Парфюмерный рай

 

Консультант магазина парфюмерии и косметики рассказал зачем они прячут тестеры духов, как часто к ним приходят тайные покупатели и что они делают с белыми тапочками.

Немного о кораблях

Моя предыдущая работа уплыла из-под моего носа, причем в прямом смысле этого слова. Я работала в плавучем заведении, пока в 2010 году власть города Киева не решила очистить набережную.

Посидела месяц-другой дома, погоревала и пошла искать работу. Хотелось чего-то дневного, не пыльного, в чистоте, красоте и поэтому решила, что идеальная тихая гавань для моего труда – магазин парфюмерии и косметики.

Требований как таковых не было. Я просто подошла – приятная внешность, говорить красиво умею, вот и все. Меня не допрашивали с пристрастием о марках, брендах и духах. Ко мне просто прикрепили опытную девочку-консультанта, и она посвящала меня во все тайны косметико-парфюмерного бизнеса.

Работа – не волк

График работы – два плавающих выходных в неделю, мы сами друг с другом договариваемся, кто и когда отдыхает. Время работы магазина зависит от того, где он находится. Если в гипермаркете, то по его расписанию, наш – отдельный магазин. Мой рабочий день с 10 утра и до 9 вечера. Сам магазин работает с 11.

На обед нам выделяют час, уходим на заслуженный перерыв по одному или по двое – работа не должна прерываться. Всего в магазине работает семь девочек консультантов, в зале постоянно должно находиться не меньше трех. Мы не только консультируем, но еще и убираем, делаем переучет, следим за сроком годности продукции. За каждой девочкой закреплено несколько «своих» стендов. Одна из наших главных обязанностей – поддерживать их идеальную чистоту. Если вдруг на них отсутствует бумага для парфюмов (бротэры), спонжи, салфетки, палочки или носик тонального крема запачкан – тебя могут оштрафовать.

Примерно раз-два в месяц нас отправляют на тренинги. Там рассказывают про все новинки и их особенности, учат, как правильно консультировать по данной продукции. Приезжают известные парфюмеры и косметологи. Еще там очень часто делают подарки – духи, косметику, крема. Но мы ими зачастую не пользуемся – раздариваем и продаем.

10503534_600080626777069_161066385_o

Кабина красоты и подарки

Презентации проводят не только для консультантов – приезжают известные личности и для общения непосредственно с клиентами, иногда даже проводят бесплатные комплексы процедур со своей косметикой в кабинах красоты.

Кстати, насчет этой чудесной комнатки. Она есть не во всех магазинах сети и не всего могут ее посетить. Если вы постоянный клиент – мы с вами свяжемся и официально пригласим на эту встречу.

Больше всего я люблю делать подарки. Это так приятно, когда клиент что-то покупает, а к нему прилагается презент. Они бывают очень разные – сумочки, косметички, зонтики и даже кимоно. Самый странный и довольно неловкий подарок был от Annayake – белые одноразовые гостиничные тапочки. Ну что тут скажешь – японцы.

Нюх, как у собаки

Со временем тебе не нужно нюхать духи вместе с клиентом – уже все запахи выучил наизусть. Знаешь основные ноты тех духов, что держит в руках клиент, чтоб посоветовать другие похожие.

Что весело – это как профессионализм помогает оценить достаток человека, ведь одежда давно уже не показатель. Недавно стою в магазине, довольно непримечательная женщина впереди – джинсы, футболка, а запах-то Silver Vountain Water от Creed, 75 миллилитров которого стоят около 2,5 тысяч гривен. В метро едешь, раз – Diptyque пошел, а вон – Penhaligon’s. Где бы ты ни был, ловишь себя на том, что принюхиваешься и угадываешь, кто чем пользуется. Также по аромату мне не трудно отличить подделку от оригинала.

Конечно, когда ты консультируешь клиента на протяжении часа, то волей-неволей нанюхиваешься до умопомрачения. После такого длительного общения нам разрешают выходить на улицу, чтоб проветрить свой носовой рецептор.

Вечные идеалы

Самым большим спросом пользуются марки Сhanel и Dior, их сложно заменить. Мне кажется, что каждая уважающая себя девушка думает, что она обязана иметь духи от этих брендов. В основном берут Сhanel Eau Tendre, Chance. №5 может и не купят, но спросят всегда. Каждый месяц в любом случае продаем по 2-3 флакона №5 и №19. В основном их покупают зрелые женщины, но иногда и молодые, чтоб иметь аромат для официального выхода. Пользуются большим спросом и мужские парфюмы Сhanel. Мне даже кажется, что они популярнее женских.

Разгар сезона для брендов Сhanel и Dior – 8 Марта. Представители сильного пола неизменно для женщин приобретают сладкие духи, хотя дамы предпочитают свежие.

10385064_600080613443737_1069175400_n

Клиенты и их причуды

Клиентская база нарабатывается сама собой. Подошли, спросили, проконсультировал, понравился. В следующий раз уже идут непосредственно к тебе: «А можно мне Танечку, кучерявую». Довольно таки несложный алгоритм.

Очень часто клиенты становятся просто друзьями. Звонят и рассказывают как у них дела, как дети, поздравляют с днем рождения, Новым годом, дарят подарки.

Вначале ты всех клиентов любишь, все хорошие, а потом вдруг приходит к тебе субъект и пробует все помады красного цвета, все оттенки, все марки (а это около 30), и ты готов вот так взять и по голове ему чем-то тяжелым надавать.

Был у нас еще один интересный фрукт. Мужчина явно не бедный, очень хорошо одет. Он приходил каждый день и просто обливался тестером Dior Homme Sport, и мы не могли ему запретить. Как сказать: «Не делайте это?», согласно корпоративной этике, каждый клиент имеет право пробовать нашу продукцию. После его визитов тестер заканчивался мгновенно, просто не успевали его заказывать. Через некоторое время мы стали его прятать. Однажды я подхожу к нему, а он мне:

— Я только попробую.

— Знаете, Вы уже его выучили, лучше, чем я, каждый день им умываетесь. Ну, есть же какие-то рамки приличия. Мы за вами не успеваем тестеры заказывать.

Стало немного ему неловко, недели две не появлялся. Потом вернулся, попробовал другой аромат, но он, видно, ему не пошел.

Совсем неадекватных клиентов мало. Но случается и такое, что охранник выводит. Самые скандальные – это тайные покупатели. Ну, работа у них такая –

вывести нас из себя, чтоб потом оценивать. Однажды один такую невозможную ругань устроил, что директор даже оспорил его оценки. Тайного в оценщиках мало – мы всегда их угадываем.

Реалити-шоу

В магазине за нами ежеминутно следит всеобъемлющее око – видеокамера. Даже бывали звонки: «Разойдитесь. Работайте». Так что свободного времени у нас нет. Мы, конечно, нарушаем установленные правила – копаемся в телефоне или игрушках, а если нас заметили – ответ один: «А я с клиентом связывался».

Процентный депозит

Ставка у нас небольшая – около 1000 гривен. Основная зарплата натекает за счет процентов от продаж. Каждый бренд имеет свой процент. На самые популярные товары – не больше 1%, на дорогие и не раскрученные – от 4 и до 6%. Когда мы советуем, то в первую очередь это товары с наибольшим процентом. Но если человеку что-то нравится другое, то мы его не переубеждаем.

У каждой девочки есть свой стикер – они разного цвета и имеют уникальный штрих-код. Я клею его на каждый товар, который приобретает мой клиент. Тогда, в случае чего, известно, что это продала я, что это мой возврат или процент. Самый большой чек, на который скупился мой клиент, был номиналом в 54 тысячи гривен. Рекорд среди девочек – 70 тысяч.

10472969_600080600110405_565506044_n

Лотерея

Честно признаюсь, с тех пор, как я начала работать в парфюмерном магазине, на косметику трачусь меньше, а она стала намного лучше. У работников сети нет какой-то заоблачной корпоративной скидки, только максимальная клиентская – 20%. Секрет прост – наши косметички заполнены тестерами.

Все тестеры (если они не заканчиваются), меняют раз в полгода. После истечения срока их эксплуатации, они должны быть уничтожены. Но товар дорогой – жалко. Потому в нашей стране принято хитрить – парочку тестеров разбивают, фотографируют и отсылают отчет в Германию, а все остальное мы разыгрываем между собой в лотерее.

Годность духов – от 3 до 5 лет. Но служат они гораздо дольше. Взять, к примеру, мой тестер-парфюм – все отлично, хоть его срок подошел к концу.

Когда магазин еще закрыт, а твое рабочее время уже началось, у нас также есть возможность опробовать на себе всю продукцию. Вот поэтому мы частенько красимся на работе.

Возможности какого-то особого карьерного роста – нет. Ты можешь, конечно, стать администратором, но выгоды практически никакой: зарплата почти та же, обязанностей и ответственности намного больше. Так что наш магазин – это не место для амбициозных карьеристок. Здесь задерживаются только те, кому и вправду нравится эта работа.

Александра Орлова

Иллюстратор: Lilit Sarkisian