Бизнес — это не игрушки

Для пятилетней Вероники вопрос, кем она станет, когда вырастет, давно решен. Строить карьеру ей ничего не мешает уже сейчас. Девочка попросила родителей создать себе сайт, и теперь продает там браслеты собственного изготовления. Вероника рассказала о своих идеях, фантазиях и планах на будущее, а мама Елена и папа Игорь — о том, как доверить бизнес ребенку.

Компьютерка

Вероника: Мне пять лет с половиной. В садик я не хожу, но у меня есть кружки по хореографии, айкидо, рисованию, химии. Там не верят, что у меня есть свой сайт. Дети говорят, что у них есть тоже какой-то сайт, но это не правда, а у меня есть. Я делаю сама браслеты и продаю их там. Началось все месяц назад. Я сидела на выходных с папой, тогда я болела ветрянкой, и меня мазали такой розовой штукой. Мне тогда нечем было заняться, и я решила делать браслеты. Но сначала мы просто сделали свой сайт. Это я сама придумала. Я много пользуюсь интернетом и компьютером. Даже себя назвала не «сметаноежка», как раньше, а «компьютерка».

Veronika-2

Папа: Мы сидели дома, у доци был больничный. Она приходит и говорит: «Давай сделаем сайт». Я ответил, что пустым сайт не бывает, на нем нужно что-то делать. «Будем делать браслеты, и продавать их», ответила Вероника.

Хэндмейд и эксклюзив

Вероника: Папа помог мне сделать этот сайт. Назвали мы его «Магазин мега-браслетов», и я начала плести браслеты из бусинок. Я сделала их, сфотографировала и выложила туда. Один браслет делается где-то 50 минут. Но для этого должна прийти фантазия. Если честно, то браслеты мне помогает делать папа.

Папа: Она просто дизайн придумывает: тут зелененькая, дальше красненькая, тут бутылочка и так далее, а меня просит, чтобы я надевал бусинки, потому что в детских руках мелкие вещи разлетаются. Так что, получается, что наши браслеты – это хендмейд.

Мама: Все браслеты разных размеров. Нам иногда заказывают их, и мы делаем для конкретного человека. Вероника просит, чтобы обязательно уточняли, какой размер нужен. Мы уже сделали по украшению для всех сотрудников и родственников.

Veronika-38

Вероника: К каждому браслету я придумываю название. Есть «Морской», «Вечерний», «Браслет бабочки». Последний я назвала «Фантазия Веснухина». Просто такая придумка, она произошла от слова весна. Кстати, на него что-то все подсели, заказывают и заказывают. Серьги я не хочу делать, потому что у меня не проколоты уши. Я и не хочу в жизни прокалывать их, надо, чтобы уши росли себе, а браслеты я люблю больше другого.

Иногда я делаю и кольца. Они тоже из бусинок. Сейчас я занимаюсь этим постоянно. В неделю могу сделать их где-то семь. Каждый браслет отличается от других, они никогда не повторяются.

Продажи

Вероника: Папа фотографирует браслетик и выкладывает на сайт, а я говорю цену, которую сама придумываю. Оцениваю по красивости. Мои колечки стоят по 20 гривен, есть и за 50, потому что его я делала целый час. Там сложное плетение, тройное, с тремя ниточками.

Папа: Мы дали ей полную свободу в определении цены. Когда приходит заказ, я говорю Веронике, что нужны такие-то браслеты. Она упаковывает их в кулечек, и мы отправляем. Мама делает доставку.

Veronika-28

Мама: Встречаемся с заказчиками, подвозим браслет. Все заказы делали киевляне, поэтому проблем с пересылкой не возникало.

Вероника: Заказы бывают разные-преразные. Это и подруги, и незнакомые люди.

Куда потратить прибыль

Папа: Когда появляются деньги, она половину отдает на материал, который необходим для следующих браслетиков, а вторую половину тратит.

Вероника: Заработанные деньги я трачу на всякую всячину и конечно на новые бусинки для браслетов. Их покупает мне мама, некоторые дарят, например, недавно подарили на день рождения. Еще я очень люблю ходить на шопинг и покупать все. Родители разрешают мне тратить эти деньги на все, что я хочу, потому что я их заработала. Я уже купила себе помаду, лак, а вообще планирую купить себе в комнату большой телек. Я сегодня на улице когда выходила, нарвала и продала подорожники. Деньги я люблю. Вообще, я делаю браслеты ради дачи, хочу заработать на нее. Потому что она у нас стоит очень дорого, правда же, папа?

Veronika-59

Папа: Правда. Мы действительно планируем строить дачу. Моя работа связана со строительством. Но дочь к бизнесу мы не планировали приучать. Просто нашли деятельность, чтобы ей было чем заниматься, и чтобы она привыкала к какой-то ответственности.

Предпринимательская жилка

Мама: Бизнес-жилка у нее работает, хотя прививать ее мы особо не старались. Этот сайт был сделан не для того, чтобы воспитать в ней любовь к предпринимательству. Я не думаю, что Вероника станет бизнесменом. Это конечно ее личный выбор, но мне кажется, что она больше склонна к наукам. Может быть, из-за этого любит считать деньги.

Папа: Хотя это тоже немаловажно. Она занимается браслетами из-за денег в том числе, а еще Вероника немного транжира.

Veronika-4

Вероника: Раньше у меня не было никаких сложностей с браслетами. Только сегодня был случай. Моя няня как грохнула по бусинам, все разлетелись. Но потом она собрала все обратно. Я только продаю свои браслеты, пока не дарю их. Надо зайти на мой сайт, только так их можно получить. За все это время я научилась уже делать очень разные браслеты и кольца. Не бывает такого, чтобы мне не хотелось их делать, я и сама их люблю носить.

Мама: Я тоже ношу браслеты Вероники. Это получился такой своеобразный семейный талисман. Как-то недавно был заказ на браслеты, и она сказала: «А я не продам их. Не хочу». Они просто очень ей нравились. Я спрашивала, что сказать клиенту, это же все серьезно. Но она все равно не хотела продавать их. В итоге, так и не отдала.

Вероника: Я могу его продать, но он как раз мне подходит под все вещи.

Мама: Мы не подходили к этому делу как к какому-то серьезному и профессиональному бизнесу. На сайте не написано, что это делается и продается пятилетней девочкой. Это просто развлечение Вероники. Мы не знаем, во что это выльется.

Veronika-40

Будущее не за горами

Вероника: Когда я вырасту, хочу стать доктором, который лечит все. Я хочу болезнь века уничтожить навсегда.

Папа: Раньше она хотела лечить от рака. Но сейчас наша няня заболела, у нее были камни, и ей их удаляли, поэтому Вероника сейчас переключилась на это.

Вероника: Это когда под желудком заводятся окаменелости от колбаски и другой еды. Я хочу это лечить. Еще я умею готовить, но не хочу быть поваром. Потому что больше знаю о науке. Но вечером я буду приходить с работы и делать браслеты. Когда освобожусь, буду играть с моим ребеночком, может и ребеночек потом будет заниматься браслетами.

Ветер вдохновения

Папа: Она очень инициативная, у нее много идей, постоянно, какие-то фантазии, придумывает новые игры. Доця когда-то нам рассказывала, что такое секс. Это было очень неожиданно, много нового узнали. Она творческая, и возможно станет микробиологом. Любит пособирать всякие микробчики и порассматривать их в микроскоп. Браслеты – это случайность. Но мы очень довольны, что у дочери развивается свой бизнес. Хотя сайт молодой и не раскрученный, браслеты покупают два или три раза в неделю. Каких-то целей и идей на будущее у нас нет. Если Вероника решит этим заниматься и дальше, пусть занимается. Начать что-то делать не сложно, надо просто придумать идею и воплощать ее в жизнь.

Veronika-61

Вероника: Мне нужна визитка, ее обязательно нужно сделать. Еще я хочу, чтобы в городе поставили огромные рекламы с моими браслетами. Еще там должна быть моя фотография и имя.

Папа: Вот и ближайшие планы. Часто мы получаем умные советы от Вероники. Мама ее звала однажды, спрашивала что-то – она не отвечала. Еще раз позвали – не отвечает. Потом она пришла к маме и поделилась секретом: «Мама, если не хочешь отвечать на вопрос, просто сиди и молчи, как будто ничего не слышишь».

Вероника: Идеи приходят ко мне постоянно. Не знаю, откуда, наверное, ветер надул.

Анастасия Максимчук

Фото: Ирина Литвин