Пишу, что ты думаешь

Юрий и Юлия – профессиональные спичрайтеры рассказали о необходимых качествах и главных мифах в этой профессии.

С улицы не приходят

Юрий: Лично я знаю не много спичрайтеров, это очень разные люди. Приходят в основном из журналистики, но не обязательно, главное, что они никогда не приходит «с улицы». Обычно это человек из среды, которая существует вокруг заказчика – публичной фигуры. Просто в какой-то момент становится ясно, что вы можете помочь своему лидеру таким, текстовым образом.

Я – кандидат технических наук и журналистом никогда не был, но сам что-то понемногу писал. Когда пошли избирательные кампании – стал помогать Виктору Ющенко готовить его выступления. Так мы с ним начали работать в 2002 – и вплоть до 2005. Он любил выступать, но редко читал по писаному, разве что очень ответственные речи. Больше ценил материал: аналитику, новые формы подачи информации. В отдельных темах хорошо разбирался сам и готовился без меня. Когда я перешел из Секретариата на другую работу, то продолжал готовить для него материалы ежегодных президентских докладов.

Спичрайтеров в чистом виде не много, большинство украинских политиков нанимают пресс-службу, которая готовит и тексты для выступлений. Потребность в услугах отдельного спичрайтера возникает, когда политик становится суперпубличным лицом: ведет предвыборную кампанию или занимает очень высокую государственную должность. Тогда ему, конечно, нужны люди, которые будут готовить ежедневные выступления.

Юлия: Какое-то время я работала в Секретариате. Нужно было формировать пул авторов. Мы набрали людей, среди которых были журналисты, гуманитарии, и хотя все были умницами, не все одинаково состоялись.

orator3 copy

Краткость сестра таланта

Юрий: Думаю, нельзя «сделать» кого-то спичрайтером так же, как нельзя сделать драматургом. То, что им может стать каждый – миф. Не хочу критиковать других – я сам не всегда собой доволен – но и среди журналистов, и среди филологов умение хорошо высказываться случается не так часто.

Юлия: Главное требование – уметь кратко и внятно излагать свою мысль, и специальность здесь ни при чем. Нужно хорошо владеть языком и, конечно же, хорошо разбираться в предмете, с которым работаешь. Такие услуги не обязательно нужны политику – это может быть, например, глава крупного бизнеса. Тогда спичрайтер должен знать данный бизнес-сегмент. Временами приходится работать в незнакомой теме. В таких случаях мы обращаемся в службу, на этой теме специализирующуюся – за консультацией и материалами.

Спичрайтер должен чувствовать стиль своего заказчика: что спокойно скажет один спикер, может неестественно прозвучать в устах другого. Когда политик цитирует древнегреческого драматурга Эсхила, у слушателя закономерно возникает вопрос: действительно ли он по ночам читает Эсхила? Бывает, что заказчику не нравится тональность текста, что-то «не идет». Приходится переписывать.

Юрий: Это свидетельствует о нехватке коммуникации. Чтобы почувствовать заказчика, нужен не день и не два. Стилистику способный человек улавливает быстро, а вот для установления доверия нужно больше времени. Когда политик говорит с людьми, у него всегда есть некий замысел: спичрайтер должен правильно его ощутить. Важно договориться о средствах, которыми вы будете пользоваться: это могут быть и аналитические построения, и эмоциональные. Ведь политика – вещь не только рациональная, она апеллирует и к эмоциям.

Саморазвитие

Юрий: Чтобы быть хорошим спичрайтером, чтобы работать с политиком, претендующим на первенство, нужно приобретать жизненный и политический опыт. Саморазвитие – важная часть нашей работы. Читать много разной литературы и прессу, думать, анализировать – иначе ваши тексты станут однообразными. В первую очередь стоит читать воспоминания и выступления. Например, Черчилля. Я бы советовал больше изучить Ивана Франко – он был сам себе спичрайтер, причем блестящий: писал сильные и актуальные статьи на самые разные темы, а еще «Бориса Годунова» Пушкина – там изложены все проблемы политической философии, вся сущность политики.

Мы много общаемся с разными людьми. Формируем круг тех, кто хорошо разбирается в своем деле и может с ходу, по телефону ответить на вопрос, прокомментировать, назвать цифру. В нашей работе неделю ждать коротенький ответ от какого-нибудь звездного эксперта – не вариант.

orator1 copy

Юлия: Мы постоянно слушаем, кто что говорит. Есть стереотип, что все политики говорят одно и то же. Это поверхностно. Если быть внимательным, можно проследить, как меняются спичрайтеры у ведущих политиков. Например, у Юлии Тимошенко в разные периоды четко чувствуется три различных стилистики. Тем более, если разобраться, за одной стандартной, но вовремя сказанной фразой может развернуться большой политический сценарий.

Борьба со временем

Юрий: Спичрайтер – не стенографист, которому нужно надиктовать. Заказчик ценит того специалиста, который освобождает его время. Ведь политика, как и война – это борьба со временем. Если все в порядке, достаточно встречаться раз в неделю. Зависит от того, как часто человек выступает. Некоторым нужно всего раз в месяц поговорить на пресс-конференции. Для Виктора Ющенко мы, бывало, писали по 3-4 речи в день, иногда приходилось срочно готовить текст ночью, хотя, это скорее исключение. По-хорошему, у президента есть утвержденный график: когда и сколько раз он выступает.

Сами выступления бывают разными. Поздравление для радио – это быстро, а вот на ежегодное обращение к парламенту о внутреннем и внешнем положении страны идет несколько недель: это 10-15 страниц насыщенного текста, нужна большая аналитическая работа.

Юлия: Среди наших задач – уберечь заказчика от фактологических ошибок, чтобы он не противоречил себе.

Юрий: Вообще-то нормально, что политик назавтра говорит нечто противоположное, политика – не идеология и не ортодоксия, это очень динамичная сфера. Поэтому собственное мнение спичрайтеру нужно всегда оставлять при себе. Он не должен убеждать политика в правильности принятого решения. Это решат избиратели.

Юлия: Еще один миф – когда спичрайтер или аналитик говорит: «Я сделал Ивана Иванова, без меня он не стал бы тем, кем стал». Чепуха. Тексты – только инструмент. Ведь харизму и уверенность самого политика подделать невозможно.

orator4 copy

Юрий: Мы работаем в команде. Например, политтехнологи дают рекомендации, о чем стоит или не стоит говорить, чтобы завоевать общественную симпатию. Мы пишем тексты. Пресс-центр доносит до средств массовой информации положения, озвученные политиком. Работу всей команды координирует глава администрации.

В чем кайф

Юлия: В нашей профессии большая конкуренция. Если вокруг лидера есть несколько спичрайтеров, между ними идет постоянная борьба. Бывали случаи, что мы приносили готовый материал, а на столе уже лежал альтернативный – от других людей. Конечно, политики перекупают друг у друга специалистов.

Юрий: На самом деле, профессия спичрайтера существует для самоутверждения. Это интересный, но короткий период в жизни. Не стоит надеяться, что политик 40 лет пробудет у власти и будет постоянно заказывать вам тексты.

В этот период вы работаете с мощными, талантливыми людьми. Изнутри видите решения, влияющие на судьбу целой страны. Ваш вклад скромный, но он тоже есть. Я слышал о слепых и одноногих политиках, но никогда не слышал о немых. Так что слова имеют для них большое значение, и наша работа – важна. Мы работаем на то, чтобы заявления, которые делаются, были хорошими. Чтобы речи помогали слушателям принимать собственные решения.

К тому же, спичрайтерство – это ежедневная работа мысли. Поиск нужных конструкций наперекор затертым словам. Это поиск новизны и яркости. Постоянные интеллектуальные вызовы – и в этом кайф.

Анастасия Сидельник

Иллюстрации: Lilit Sarkisian